ссылка Осно́вы правосла́вной культу́ры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу вместо астрономии (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, затем, с третьей четверти 2010—2011 учебного года — также в Ярославской области и республике Марий Эл, а с 1 сентября 2012 года — во всех регионах России. 1700 ученых, инженеров, врачей, студентов и аспирантов России обратились к Президенту РФ с просьбой запретить преподавание ОПК в школах. Открытое письмо учёных Президенту РФ Глубокоуважаемый господин Президент! В последние месяцы общественная полемика относительно возможности преподавания в школе курса “Основы православной культуры” (ОПК) стала особенно острой. С одной стороны, против введения такого курса в школе выступил ряд крупнейших российских ученых, в частности, десять академиков, среди которых – два нобелевских лауреата. С другой стороны, иерархи Русской православной церкви активизировали свои попытки убедить правительство в необходимости скорейшего введения в школах курса ОПК. Так, в январе на Рождественских чтениях в Кремле митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: «Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс». Министерство образования и науки, до недавнего времени сдержанно относившееся к идее преподавания ОПК, пошло на уступки и одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана “Духовно-нравственная культура”. Однако кампания в поддержку ОПК не прекращается, и 14 февраля было опубликовано обращение 227 кандидатов и докторов наук к Президенту России. Помимо высказываний в пользу введения ОПК, в этом обращении также предлагается ввести в государственной системе аттестации научных работников ученые степени кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК создания диссертационных советов для защиты диссертаций на соискание указанных ученых степеней и последующей выдачей дипломов государственного образца. Значительное число подписавших это письмо кандидатов и докторов наук может создать ложное впечатление, что научная общественность поддерживает введение курса ОПК в общеобразовательных школах и приравнивание теологии к иным наукам. В связи с этим мы считаем необходимым высказать свою позицию. 1. Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и «культурологическом» характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным и вводится в целях катехизации школьников. Об этом свидетельствует как его содержание (о котором мы можем судить, например, по циклу учебных пособий А.В. Бородиной), так и официальные документы РПЦ. В частности, в письме Патриарха Алексия II N 5925 от 9 декабря 1999 г. сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс "Основы православной культуры"». 2. Преподавание в государственной школе основ вероучения той конфессии, которая традиционно преобладает в данном регионе, неизбежно приведёт к понижению социального статуса учащихся, имеющих иное вероисповедание или мировоззрение. Уже сейчас есть примеры того, как на детей из семей представителей религиозных меньшинств или атеистов оказывается недопустимое давление со стороны учителей и сверстников. Повсеместное введение в школьную программу ОПК или подобных дисциплин, связанных с другими религиями, неизбежно приведет к усилению межконфессиональной разобщённости, создавая питательную среду для экстремизма. 3. Существующие негосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы, духовные академии, медресе и т.д. ) обеспечивают потребность в религиозном образовании для тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника напряженности в обществе. Cогласно социологическим опросам, в современном российском обществе лишь небольшая часть людей, называющих себя верующими, регулярно участвует в религиозной жизни в соответствии с установками своей конфессии. В такой ситуации обязательное преподавание религиозных дисциплин в государственных общеобразовательных школах будет способствовать не нравственному воспитанию, а, напротив, еще большему распространению лицемерия, конформизма и духовного релятивизма в обществе. Об этом же свидетельствует опыт преподавания Закона Божия в царской России. 4. Нельзя согласиться с предложениями о введении утверждаемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК) степеней кандидата и доктора теологии и о создании факультетов теологии в государственных университетах. Если понимать теологию как светскую научную дисциплину, то в списке специальностей ВАК уже существует специальность “09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры”, которая позволяет получать степени кандидата и доктора философских наук за работы по религиоведению. Кроме того, исследования различных аспектов религии могут быть основанием для присуждения ученых степеней по истории, социологии, филологии, искусствоведению и другим наукам. Если же понимать под термином “теология” богословие, то есть дисциплину, в основе которого лежит вероучение определённой религиозной конфессии, то её введение в систему государственной аттестации научных кадров будет означать признание системы религиозных догматов на государственном уровне, что, опять же, противоречит Конституции РФ. Ссылки на Болонский процесс, приводимые в качестве довода за введение теологии в номенклатуру ВАК, при этом неуместны: в отличие от России, в других странах - участницах Болонского соглашения нет системы государственной аттестации, а учёные степени присуждаются конкретным университетом или иным учебным заведением. В “письме 227” противники создания государственной системы религиозного образования обвиняются в «обскурантизме и нигилизме», расчистке «дороги для навязывания собственных религиозных или идеологических доктрин», нетерпимом отношении «к Русской Православной Церкви, православному христианству, православным верующим», их называют «воинствующими атеистами и ненавистниками России». Это не просто показывает уровень полемики – это показывает, на каком уровне и в каком стиле будет вестись преподавание ОПК в государственных школах и теологии в государственных вузах, если решение об этом будет принято в сегодняшней ситуации. Это приведет к расколу страны по конфессиональному признаку, чего нельзя допустить. Мы призываем Вас выполнить свой долг гаранта Конституции и поддержать усилия Министерства образования и науки по сохранению светского характера государственного школьного и высшего образования в России.
ВОт скрытые евреи и повылазили. Надо же так ненавидеть Россию. ---------- Сообщение добавлено 27.08.2015 10:28 ---------- ну да, это неправильные кандидаты и доктора наук. А 1700 "ученых, инженеров, врачей, студентов и аспирантов России" и Рин-Тян правильные граждане.
по сути - согласен. подписывать не буду. никогда подобные коллективные письма не подписываю. принципиальная позиция.
Один человек сказал,что человек без веры это животное.После Октябрьской революции,в нашей стране пытались запретить религию,ничего из этого не вышло.После падения коммунистической власти Православие стало восстанавливаться,самостоятельно,никто за уши в религию не тянет.На Западе напротив,население отказывается от религии самостоятельно,по вине аморальных католических священников.Но,как говорится свято место пусто не бывает,места католических священников занимают исламские,а иногда и радикальные исламские священники.Так что?,наши православные священники должны уступить своё место исламистам или каким нибудь евангелистам, баптистам.
Нужно продвигать науку и знания, заполнение мозга деструктивными сектами приходит в основном из-за пустоты в нем, поэтому государство обязано вносить туда ростки критического мышления и любопытства.
вот как раз знакомство с альтернативным взглядом на мир -- религиозным -- позволяет сформировать кругозор, в отличие от безальтернативного вдалбливания теории Дарвина. Для России естественно знакомство с православием. Кстати, вопрос петиционерам -- ОПК это предмет по выбору, наряду с другими религиями и светской этикой. То есть получается петиция о том что бы запретить ОПК, а иудаизм, ислам и этика в школах пусть остаются?
Как бы там ни было,даже самые воинствующие атеисты не могут отрицать,что они воспитаны на основах христианской культуры.Литература,искусство,всё идёт от религии.Верим мы в бога или нет,это не имеет значения.А,что на уроках О.П.К.,принуждают детей ходить в церковь или молиться,тогда,конечно это не правильно.
а щас нет в школьном курсе астрономии?? по теме пофиг. своим и так объясню что религия есть инструмент и способ манипулирования ширнармассами
В мою бытность в школе это прекрасно делалось на уроках истории и преподавалось с научной точки зрения. Чтобы понять православие, не обязательно нужно становится верующим, так же как и врачу, чтобы понять болезнь не нужно самому ей переболеть. Она очень хорошо освещена (по крайней мере школьных учебниках по которым я учился) в истории. В моей школе ее прекратили преподавать еще в 90-е
fb03, за свою скажу. 6 гимназия. Ещё в начале этого года проводили опрос, если не ошибаюсь, в нашем классе большинство было за "Основы мировой религиозной культуры". В частности, я за это голосовала, не вижу ничего плохого в знакомстве со всеми религиями. Посмотрим, что введут.
hasslich, сдрасьте! Инопланетяне, бог ещё же. Хоть эволюционная теория до сих пор пока только теория, а не факт, но все остальные теории не подтверждены и на сотую часть от имеющихся фактов в пользу дарвинизма. ---------- Сообщение добавлено 27.08.2015 11:19 ---------- так это несколько меняет дело. То есть, судя по названию не только про христианство будут рассказывать. Я думаю так: - никакого религиоведения в школе быть не должно отдельным предметом, вообще, более чем достаточно курса истории, где это освещается (правда, я про нормальные советские учебники, сейчас вероятно там всё печально). Вот в ВУЗе - пожалуйста. Захотел чел изучить вопрос, нехай поступает на соответствующую кафедру, а то и вообще в семинарию. А детям дОлжно формировать сознание в рамках научной картины мира. Молитвами пока никто не построил комбайн и не изучил строение лягушки. - если уж предмет о религии в школе неизбежен, то пусть это будет хотя бы с упором на христианство. Хоть я и не разделяю его, но лучше так, чем ислам и прочую нечисть. Из всех зол христианство меньшее и как бы условно "наше".
и почему собственно нужно изучать именно православные мифы? а не буддистские или мусульманские? лично я вообще считаю что все мы живем в матрице и это куда более достоверно, чем все эти дядьки с бородами на облаках.
3aвулoн, если вы не в курсе, то последние несколько сотен лет православие не просто неотъемлемая часть русской культуры, а во многом её основополагающая часть. Вы правда не понимаете? да что с форумом, блин...
Вопрос религии сложно обсуждать на уровне запрещения\разрешения. Существовали вполне реальные предпосылки, чтобы включить в "люстрационный список" религию после 17ого. Сделано было это из соображений, что она представляет позицию мракобесия в жизни общества и этим тянет его вниз. Да так, что роль некоего сосуда, содержащего идеалы и предельные основания, стала не видна. Так что можно осуждать за жесткость, но важно помнить - почему. Если воспринимать введение в школьную программу основ православия, с целью обеспечить культурную преемственность поколений, то это правильно. Но как и кто это будет делать, с детьми 13-16 лет, чтобы православие вместилось в их картину мира адекватным образом? Т. е. не стало догмой, к тому же еще, такой, актуальность которой в современной культурной среде вызывает сомнения.