Бензин дешевеет Пока что только у оптовых продавцов Александр Тутушкин Родион Левинский Ведомости 07.12.2004, №225 (1265) -------------------------------------------------------------------------------- добавить отзыв письмо в редакцию только текст -------------------------------------------------------------------------------- Похоже, многомесячный рост цен на бензин прекратился. В течение прошлой недели впервые за последние девять месяцев довольно существенно подешевели нефтепродукты в оптовом звене. Эксперты считают, что следом должны двинуться вниз и розничные цены. Причиной тому они называют сокращение экспорта нефти. По данным компании “ИнфоТЭК-Консалтинг”, отслеживающей внутрироссийские нефтяные котировки на свободном рынке, их рост начался в апреле с 3350-3500 руб. за 1 т и достиг рекордного уровня в 5800-5900 руб. за 1 т в сентябре. В октябре последовал небольшой спад, но в ноябре цены вновь поднялись до 5600-5800 руб. за 1 т. Однако в середине ноября, когда начала торговаться нефть с поставкой в декабре, цены на нее заметно снизились. Сначала “Сургутнефтегаз” выставил сырье по 4900 руб. за 1 т, но затем снизил ее до 4400 руб. за 1 т; ТНК продавала по 4300-4500 руб. за 1 т. А к концу закупочной кампании цены стали еще ниже — 3800-4000 руб. за 1 т, вернувшись к майскому уровню. Нефтепродуктовые цены в опте почти сразу же последовали за нефтяными. По данным Российского топливного союза (РТС), на прошлой неделе впервые начиная с марта топливо заметно подешевело: дизель — на 100 руб. за 1 т (на 0,72%), бензин Аи-80 — на 375 руб. за 1 т (2,6%), Аи-92 и Аи-95 — на 300 руб. за 1 т (1,9% и 1,8% соответственно). А по словам одного из московских трейдеров, на рынке есть предложения и на 500 руб. за 1 т ниже тех, что были неделей ранее. Розничные цены, по данным Московской топливной ассоциации, снизились на 0,01 руб. за 1 л, что, по сути, означает их стабилизацию. Исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко снижение цен на нефть связывает с повышением с 1 декабря вывозной таможенной пошлины на сырье до $101 за тонну. Это сделало неэффективным экспорт нефти по отдельным направлениям и, соответственно, вызвало увеличение ее предложения на внутреннем рынке. По его мнению, в течение зимы снижение оптовых цен продолжится и вслед за ними будет корректироваться и стоимость топлива на заправках. Но рассчитывать на значительное падение цен, по его словам, не стоит. Гендиректор “ИнфоТЭК-Консалтинг” Наталья Шуляр говорит, что ноябрьские внутренние цены на нефть не могли держаться долго, поскольку “они неадекватно высоки и находятся за гранью эффективности переработки”. Эксперт прогнозирует, что в опте нефтепродукты в ближайшие месяцы будут дешеветь, “но розница останется на месте”, поскольку бензоторговцы захотят восстановить несколько сократившуюся в последние месяцы маржу. Иного мнения придерживается гендиректор одной из столичных розничных сетей. Он прогнозирует, что уже в конце этой недели розничные цены пойдут вниз. По его оценке, при снижении цен в опте на 300 руб. за 1 т литр бензина на АЗС должен дешеветь на 0,2 руб. Собеседник “Ведомостей” предполагает, что эта тенденция продлится в течение декабря и января, а “возможно, захватит февраль”. Аналитики связывают снижение цен с фактором сезонности и уверены, что в дальнейшем они будут расти. “Основной причиной падения является снижение темпа экспортных поставок, поскольку в октябре заканчивается речная навигация, в связи с плохими погодными условиями ограничивается доступ в морские порты, а турецкие проливы начинают замерзать”, — говорит Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”. В связи с этим увеличиваются поставки на внутренний рынок. Однако весной, по мере того как будет увеличиваться спрос, начнут расти и нефтяные котировки, уверяет Нестеров. По его мнению, поведение цен на нефтепродукты будет в точности копировать ситуацию на внутреннем рынке нефти. Нестеров также считает, что еще одним фактором, благодаря которому нефтепродукты будут дорожать, являются планы правительства по ограничению экспорта путем введения дифференцированной шкалы пошлин на вывоз нефтепродуктов. С сезонным сокращением экспорта нефти связывает снижение внутренних цен на нее и Лев Сныков из “Совлинк Секьюритиз”. Однако он полагает, что, поскольку экспортные пошлины продолжают расти, в дальнейшем у компаний будут основания повышать внутренние цены.
Алекперов обещал Путину снизить цены на бензин Алекперов обещал Путину снизить цены на бензин 9 декабря президент России Владимир Путин встретился с главой нефтяной компании ЛУКОЙЛ Вагитом Алекперовым. Беседа была посвящена ситуации на рынке нефтепродуктов, которую, по словам главы государства, "нормальной назвать нельзя". Главным итогом встречи можно назвать обещание господина Алекперова предпринять меры, которые заставят розничных продавцов снизить цены на бензин. Президент выразил надежду, что коллеги поддержат ЛУКОЙЛ и "это скажется в конечном итоге благоприятным образом на рынке и выровняет ситуацию".
Ну что забред????? Я не знаю где ты это прочитал ЛУКОЙЛ-Монополист. Кто будет снижать цены, если он у ЛУКОЙЛА берет или ТНК/Юкос ???? Зачем продавать дешевле, если все продают дороже?? Причем тут розничные продавцы??? И мне например без разницы 13 рублей или 15.50 - все равно дорого!! SATAN добавил [date]1102622083[/date]: Гость Это монополистам надо снижать цены!!! и тогда остальные тоже понизят.
Такое впечатление, что пишешь не читая вышенаписанное. А ЛУКОЙЛ кто? Причем пример снижения до 15.50 уже был. ЛУКОЙЛ зафиксил на ней, Випойл тоже упал с 16.00
Президент России попросил у ЛУКОЙЛа скидку // Остальные автолюбители заплатят, сколько смогут Рисунок: СЕРГЕЙ ТЮНИН госрегулирование Вчера вечером президент Владимир Путин встретился с главой НК ЛУКОЙЛ Вагитом Алекперовым. Главная тема беседы – непрекращающийся рост цен на автомобильное топливо в стране. Собеседника президент выбрал не случайно – по объемам добычи ЛУКОЙЛ в этом году делит первое место с ЮКОСом (оба получат около 84 млн т нефти), а сеть бензоколонок охватывает не только Россию, но и Восточную Европу и США. По официальному сообщению, на встрече господин Алекперов рассказал президенту, как можно снизить цены на бензин. Владимир Путин в ответ пообещал, что строгого государственного регулирования цен на нефтепродукты введено не будет. По данным Ъ, прошедшая вчера встреча была первоначально запланирована на среду. К ней ЛУКОЙЛ начал готовиться загодя, о том, что у компании есть некий план по снижению розничных цен на бензин, было известно еще несколько дней назад. Однако состоялась она лишь вчера вечером. Владимир Путин сразу взял быка за рога: – Ваша компания – один из самых крупных операторов на рынке нефтепродуктов. Как вы оцениваете ситуацию с бензином и что мы могли бы сделать совместно, правительство и бизнес, чтобы стабилизировать ситуацию и поддержать потребителя? Проблема с бензином в России стоит остро. По данным Федеральной службы государственной статистики, за январь–ноябрь этого года розничные цены на бензин увеличились на 33,6%, а за аналогичный период прошлого года рост цен составил 16,3%. Глава государства решил разобраться с бензином, несмотря на заявления, которые делали в течение года различные правительственные чиновники о том, что рост цен на горючее не приводит к росту цен на все остальные потребительские товары (которые с помощью этого же самого горючего доставляются потребителю). Вагит Алекперов был готов к этому вопросу. – Тенденция такая: мы оптовые цены снижаем, а рынок держит розничные цены на том же уровне, на котором они были в ноябре,– ответил он президенту.– Поэтому нам необходимо делать дальнейшие шаги, чтобы стимулировать уже параллельное снижение цен на розничном рынке. Сейчас наша компания готовится к этому. В ближайшее время мы начнем действия, которые, думаю, подтолкнут к действиям и наших коллег. Надеемся, они нас поддержат, чтобы параллельно со снижением оптовых цен снижались расценки и на розничном рынке. Коллеги наверняка поддержат. Оптовые цены лишь за первую декаду ноября упали на 300-375 рублей за тонну в зависимости от марки. Для этого есть ряд причин. Это и рост экспортных пошлин на нефть, которые с 1 декабря составляют $101 за тонну (до этого они равнялись $87,9), и даже несколько специфических факторов, в том числе снижение температуры воздуха и связанное с ним увеличение плотности бензина. При этом снижение цены на бензин на 100 рублей за тонну должно давать падение розничной его стоимости на 6-8 копеек за литр. По словам вице-президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, существует определенный временной лаг, связанный с тем, что даже после снижения оптовых цен операторы розничного рынка продолжают работать по старым ценам – на оставшихся в запасах дорогом горючем. Его обычно в емкостях – на 10-14 дней работы. Потом фирмы, занятые в нефтепродуктообеспечении, ждут, кто же первый из них начнет снижать цены. В общем ситуация зеркальная той, что происходит при росте цен на бензин, однако без претензий Федеральной антимонопольной службы по поводу монопольного сговора нефтеторговцев. Между тем на встрече с Владимиром Путиным Вагит Алекперов развивал успех: – Мы как раз предпринимаем шаги. Я принес материал, где показывается прямая зависимость абсолютно всех, кто находится на внутреннем рынке. Здесь можно видеть цифры, которые контролирует наша компания. Как видно, у крупных компаний прибыль от розницы не такая значительная. Он разложил на столе цветные диаграммы, показывающие расклад сил в российском нефтепродуктообеспечении, и начал обосновывать свою позицию, используя различные экономические выражения. Как рассказали Ъ в окружении президента России, Владимир Путин почему-то сильно морщился при упоминании термина "маржа". Может быть, потому, что у ЛУКОЙЛа она действительно слишком маленькая. Президент подытожил: – Хочу, чтобы сразу стало понятно: мы не собираемся переходить к строгому государственному регулированию и подавлению естественного движения цен, но такой явно спекулятивный эффект, даже судя по вашему графику, тоже недопустим. И на это у главы ЛУКОЙЛа был ответ: – Вот поэтому мы и должны сегодня активно работать с независимыми операторами. Коль мы занимаем достаточно большую нишу на розничном рынке, мы будем как локомотив, который подтолкнет и их на установление справедливой розничной цены. Маловероятно, что после этих слов Владимиру Путину надо будет приглашать к себе кого-либо еще из нефтяников. ЛУКОЙЛ действительно справится с поставленной задачей. Ну а остальные нефтекомпании его обязательно поддержат – другого выхода не будет. Впрочем, как рассказал Ъ один из сотрудников региональной сети АЗС конкурирующей с ЛУКОЙЛом нефтяной компании, они до встречи господ Путина и Алекперова первыми начали снижение цен в своем регионе – на 15 копеек за литр. Так что план ЛУКОЙЛа начал работать еще до того, как он начал его осуществлять. ПЕТР Ъ-САПОЖНИКОВ
Да в Штатах постоянно видишь новые цены: то подорожает, то подешевеет. Экономика работает более эффективно. И антимонопольное законодательство хорошее. А в России я не удивлюсь, если все производители бензина договариваются, когда повышать цены. И не дело Президенту влиять на цены вот так вот что предприниматель пообещал "предпринять меры" к стабилизации цен. Глупость, а не рынок. Как при СССР.
Странно как-то всё в России делается! Оптовы цены идут вниз, а Випойл поднял цену на солярку, аж на 1.20. На столько в один присесет ещё не поднимал никто!
Не знаю, про что вы здесь мужики трете……. Но если оно будет так, как вы говорите, авто владельцы будут только рады! Но вот я читал статью, и в ней писали об обратном, что возможно к марту 2005 года АИ-95 будет стоить 20,5 рублей за литр. С уважением,.......
Сегодня разговаривал с человеком, который имел отношение к исследованию рынка бензина в России. Разумеется спросил, почему в России несмотря на дешевую рабочую силу и б'ольшую эластичность цена бензина такая большая. Его ответ был достаточно прост (он делал курсовую по этой теме - у него были данные, и курсовая была как часть серьезного проекта). В России заводы по перегонке старые. Поэтому эффективность в разы меньше, чем у современных (т.е. больше выход низкокачественного топлива вместо высококачественного). Разумный выход - построить новый завод. Однако структура потребления высококачественного топлива в России таково, что завот может и было бы рентабельно построить, но только где-то близко к Москве - затраты на новый завод большие, выпуск бензина на одном таком заводе огромен, а спрос на него еще мал (люди вдали от Москвы сравнительно мало ездят). Доставка же в другие регионы стоит дорого. Хотелось бы узнать, насколько этот аргумент убедителен. Я бы не сказал, что верю полностью. Кто что знает, кто что думает?
Так оно и есть, это давно известно. Эффективность наших НПЗ действительно низкая. И эта составляющая в ценах на бензин заметно присутствует. А вот точную зависимость от этого цен на бензин в цифрах трудновато сказать, цифры как известно вещь лукавая. Хотя со временем строительство новых НПЗ все равно должно быть, нельзя же все время дорогую нефть переводить с таким низким выходом бенза, да и вроде объявили, что с того года пошлины на импортные коплектующие снижают, доходы населения растут, количество иномарок будет увеличиваться. Так что наверно будут и НПЗ модернизировать
Правление ОАО «ЛУКОЙЛ» приняло решение снизить с сегодняшнего дня розничные цены на бензин и дизельное топливо на 5%. Цены будут снижены на собственных АЗС Компании во всех регионах России.
Гость На деле всё идёт в другую сторону. На некоторых лукойловских АЗС ДТ уже 12.6, вместо прежних 12.3
"ЛУКойл" снижает цены на бензин. Если где-то не снизили - жалуйтесь Правление ОАО 'ЛУКОЙЛ' приняло решение снизить с сегодняшнего дня розничные цены на бензин и дизельное топливо на 5%. Цены будут снижены на полутора тысячах собственных АЗС компании во всех регионах России. Одновременно со снижением розничных цен во всех регионах своей деятельности ЛУКОЙЛ открывает 'горячие' телефонные линии, по которым потребители смогут сообщить о нарушениях установленной ценовой политики и выразить свое мнение относительно качества автомобильного топлива на собственных АЗС Компании. Телефоны 'горячей' линии ООО 'ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт' (Республики Дагестан, Калмыкия, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Ростовская, Саратовская, Тамбовская, Пензенская области) - тел. (8442) 963-215, (8452) 511-723;
Визит к президенту обошелся в 5% // ЛУКОЙЛ объявил о снижении цен на бензин социальная ответственность Вчера НК ЛУКОЙЛ объявила, что правление компании приняло решение со среды снизить на 5% розничные цены на бензин и дизельное топливо на всех автозаправках компании в России. Вчера ни на одной из заправок ЛУКОЙЛа ценники не сменились. Не на всех они сменятся и сегодня: принудительное снижение цен касается только собственных заправок компании, а джобберы принимают решение самостоятельно. Впрочем, по мнению участников рынка, бензин скоро подешевеет и без директив – из-за традиционного снижения спроса в зимнее время. Как говорилось в распространенном вчера днем сообщении ЛУКОЙЛа, решение о снижении розничных цен на бензин и дизтопливо на 5% (на 60-80 копеек за литр) было "принято в связи с сезонным изменением баланса спроса и предложения, а также в рамках утвержденных правлением генеральных схем развития российских нефтеперерабатывающих заводов и организаций нефтепродуктообеспечения ЛУКОЙЛа до 2014 года". Никто из участников топливного рынка, однако, не сомневается, что это решение – часть PR-кампании ЛУКОЙЛа. Напомним, 9 декабря президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов обсуждал с Владимиром Путиным проблему роста цен на автомобильное топливо и фактически пообещал снизить цены на бензин. "В ближайшее время мы начнем действия, которые, думаю, подтолкнут и наших коллег",– заявил он. Как рассказал Ъ один из сотрудников ЛУКОЙЛа, вчера утром глава компании провел селекторное совещание с руководителями всех региональных структур, занимающихся розничной реализацией топлива, и дал им указание снизить цены на 5%. В сообщении компании говорится, что цены должны были снизиться еще вчера. Однако ни на одной из АЗС ЛУКОЙЛа в разных регионах ценники до вечера не сменились. В крупнейших розничных структурах ЛУКОЙЛа Ъ пообещали, что цены обязательно снизят сегодня. Например, ООО "ЛУКОЙЛ-Пермьнефтепродукт", работающее в Пермской, Кировской и Свердловской областях, распорядилось снизить цены на АЗС с 0 часов 16 декабря. Сотрудник ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (обслуживает Москву, Московскую и прилегающие области) сказал Ъ, что ценники на АЗС должны быть сменены сегодня до 9.00. Пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов не стал комментировать задержку с изменением цен, но отметил, что компания "открыла в регионах 'горячие' телефонные линии, по которым потребители могут сообщать о нарушениях установленной ценовой политики". Тем не менее не все АЗС с вывеской "ЛУКОЙЛ" сменят цены. Распоряжение руководства компании касается только принадлежащих ей АЗС – их по стране около 1,5 тыс. Еще около 300 АЗС работают под цветами ЛУКОЙЛа по джобберским схемам – им может быть лишь рекомендовано снизить цены. Отличить же оригинальную заправку ЛУКОЙЛа от джобберской можно только по чеку или документам, которые вывешены в кассовом окне АЗС. Отметим, что с начала декабря на рынке наблюдается снижение оптовых цен, которое сейчас достигло примерно 3%, и в ближайшее время ожидается снижение цен и в рознице. Никто из российских крупных компаний не собирается приказывать своим сбытовым подразделениям снижать розничные цены на бензин. В нефтекомпаниях говорят, что, скорее всего, цены снизятся по рыночным причинам, но размер понижения будет зависеть от ситуации в конкретном регионе. Наиболее высокая конкуренция наблюдается на крупнейшем топливном рынке страны – в столице. По оценкам его участников, ЛУКОЙЛ в Москве через собственные АЗС контролирует около 5% рынка, вместе с джобберами – не более 10%. Руководитель одной из независимых столичных сетей АЗС сказал Ъ, что ряд операторов топливного рынка Москвы еще на прошлой неделе снизили цены на 1,5-2%, а до конца следующей недели собирались плавно понизить их еще на 3%. По его мнению, из-за действий ЛУКОЙЛа никто серьезно свои планы корректировать не будет. Руководитель другой московской сети АЗС выразил опасение, что "снижение цен ЛУКОЙЛом может привести к тому, что общее сезонное понижение стоимости топлива, которое все равно произошло бы, запишут в заслугу лично Вагиту Алекперову". В то же время пресс-секретарь Московской нефтегазовой компании (МНГК) Николай Фролов считает, что действия ЛУКОЙЛа могут привести к пересмотру ценовой политики всеми работающими в Москве компаниями. Правда, МНГК, по его словам, может снизить розничные цены на топливо лишь за счет снижения цен на нефть, которую компания покупает на рынке для переработки на Московском НПЗ. В МНГК считают, что эти цены действительно в ближайшее время снизятся, следовательно, ей удастся понизить и розничные цены на бензин. ДЕНИС Ъ-СКОРОБОГАТЬКО
Одно непонятно. Почему в РФ цены на бензин на внутреннем рынке упорно привязывают к мировым ценам на нефть. В других странах - Арабские страны, Иран - все наоборот. Нсмотря на рост мировых цен энегроносители стоят копейки
Они не привязываются, так получается. Потому что заводы старые, потому и цены такие высокие, несмотря на низкую стоимость труда.